Лугнасад 2010
Вкратце о празднике…
В стародавние времена, когда люди жили в деревнях – их жизнь была тесно завязана на природные циклы и ритмы. Лугнасад – это период сбора первого урожая, то что бурно росло в течении лета уже приобрело форму и теперь начинает наполняться внутренним содержанием. Так спеют ягоды, овощи и фрукты. В деревнях в это время поспевали колосья хлеба и начиналась жатва. Селяне освобождали погреба от прошлогодних заготовок, чтобы наполнить их новым урожаем, который обеспечит им питание в суровую лютую зиму, которая уже скоро захватит мир в свои владения.
Мы люди современные и живём в городах. Сбор урожая перестал иметь для нас такое важное значение, потому что мы без проблем можем приобрести в магазинах всё, что нам заблагорассудится в любое время года, но тем не менее мы остаёмся частью этой планеты и неосознанно подчиняемся её циклам и ритмам. Человек, чувствующий эту связь, в это время замечает, как его проекты, получив мощный толчок развития и роста – начинают двигаться самостоятельно на инерции тех усилий, которые были в них вложены. И теперь самое время внести необходимые коррективы, но не в форму, а в содержание, подобно тому, как грамотный садовник добавляет немного нужных удобрений, чтобы сделать вкус плодов более насыщенным.
В ролевом движении – это время подведения первых итогов по прошедшим играм, время первых выводов и продумывания корректировок, как для движения в целом, так и для каждого игрока в отдельности. Это время проверки мастерства, когда осуществляются наши планы и проекты, когда мы начинаем видеть наши недоработки, а следовательно у нас есть шанс всё исправить. Колесо движется дальше…
Перед началом…
Что-то повторилось с прошлого года… Опять были грандиозные планы – отправиться на южный склон сопки Большевик и отпраздновать Лугнасад с ночёвкой. Даже поляну для этого нашла – Люпинник, там и ручей рядом и место оболденное… Правда, когда сборы начались – особой активности в людях не заметила, это огорчает… В целях упрощения решила провести праздник на поляне «Зубатка», она недалеко, да и место не плохое. Сбор составил 50 рублей. На эти деньги удалось приобрести пять окорочков для Лугнасадской каши и 4 литра вина для глинтвейна. Вместе с Вампирчиком и Раптором (прошлогодним Богом Хлеба) – отправились на поляну на такси. Погода выдалась солнечная, я бы даже высказалась – пекло чрезмерное, духота. Благо к вечеру облаками всё затянуло и было просто тепло. Парни натащили дров, хороших, много. Костёр развёлся без проблем и через минут 20 после нашего прибытия на костре уже варилась курица. Вскоре подошли – Деня, Юппи и Айнэ. Благодаря их приходу у нас появился небольшой алтарик, второй костёр и глинтвейн. Осталось всех дождаться. С киоска «Елена», где должны были все собираться – отзвонился Вацлав, который пришёл вместе со своим другом и сообщил, что ролевиков в приделах видимости нигде не заметно. Забавно :). К шести часам всё более менее разрешилось. Юппи довезла на машине БГ и Оберона - нашего нового ролевика, у которого так никак по времени не получается попадать ни на одно наше мероприятие. С другой стороны вышел Вацлав со своим другом и двумя девушками. К сожалению забыла, как этого друга зовут, но у него была такая замечательная гигантская дуделка, издающая ужасно-устрашающие звуки. И ещё был варган. Вцелом – такая весёлая и жизнерадостная компания. С их приходом как-то всё оживилось. Потом подошла Линк и мы начали праздник.
Жертва Матери Земле
В стародавние времена в жертву Матери земле приносилась 1/10 часть собранного урожая и пищи, принесённой на праздник. Это делалось для того, чтобы в следующем году урожай был более богатым. Мы принесли с собой семь видов круп – рис, гречку, овёс, чечевицу, пшено, пшеницу и кукурузу. Ещё принесли хлеб – потому что это главный атрибут праздника. Хлеб был трёх видов – деревенский, батон и чесночный. Решили, что на следующий год введём традицию приносить на праздник всякий экзотический хлеб, потому что таких в наших магазинах в избытке. У Вампира появилось желание испечь хлеб самостоятельно – вот и посмотрим потом, что из этого получится J. Айнэ заботливо поместила разные сорта хлеба на алтарь, который мы разместили под Священным Белтейновским деревом. Там же у нас было место, для жертвы Матери Земле, куда народ отправился класть горсть принесённого зерна в благодарность за то, чего мы в этом году достигли. Лугнасадская Каша (Каша из топора) В деревнях перед тем, как сделать новые заготовки в погребах – селяне вытаскивали от туда всё, что осталось с прошлого года. Остатки разных круп, соленья и маринады – всё это приносилось к общему столу, а из разных круп варилась каша, которую делили на всю семью или общину. До нас эта традиция дошла, как каша из семи зёрен. После принесения жертвы Матери Земле – народ отправился к котлу, чтобы внести свою лепту в приготовление в виде нескольких щепоток зерна, которое он с собой принёс. Я предпочитаю нести сразу смесь в отдельном пакете, который готовлю дома перед праздником. Получается семь кулаков разных круп :).
Вот рецепт каши: На стандартное эмалированное ведро хватает 5 окорочков среднего размера, пол ведра воды, соль и специи по вкусу. Мясо должно вариться не менее двух с половиной часов, пока не начнёт отделяться от костей. После чего во время праздника, после принесения требы в котёл засыпают 7 видов зерна, при необходимости воду доливают. Мы брали гречку, рис, кукурузную крупу, пшено, пшёнку, овёс и чечевицу. Эти крупы хорошо развариваются. Опыт показал, что горох и фасоль не успевает свариться и нуждается в предварительном замачивании, поэтому мы их используем для требы. Кашу следует довести до «почти-готовности», после чего снять с огня и оставить томиться при накрытой крышке, иначе она рискует подгореть и приобретёт характерный привкус. Получается очень вкусно :).
Говорят, что есть в продаже каша, которая так и называется 7 злаков. На следующий год специально найду и попробую :).
Почитание Духов Урожая
Пока мы с Раптором заботливо размешивали кашу, Айнэ руководила процессом изготовления Соломенной Куклы и Картофельного колеса. Соломенная кукла в идеале изготавливается из колосьев пшеницы и является символом Матери Хлеба, а та в свою очередь символом урожая. После выбора Матери Урожая – кукла останется у неё на хранение до Имболка, после чего её передадут Невесте Имболка, а в самой кукле пробудится новая жизнь, энергия и сила. К сожалению куклу с прошлогоднего праздника сохранить не удалось. Очень надеюсь, что в этот раз её не постигнет та же участь. Когда кукла была готова – её нарядили в платье, которое я сшила специально для праздника. Картофельное колесо – символ Солнечной силы, находящейся в плодах. Деня соорудил из трёх картошек – шестилучевое колесо, которое мы передадим новому Богу Хлеба.
Выбор Матери и Бога Хлеба
Несколько раз в году мы выбираем так сказать воплощение энергии Богов из тех, кто пришёл на праздник. На разных праздниках энергия разная. На Лугнасад – это энергия наполнения внутренним содержанием. Человек, которому она дана может совершить нечто важное. Написать какой-то труд, осуществить проект – всё зависит от рода деятельности и возможностей его самого, а так же от отношения к происходящему. В прошлом году Матерью Хлеба была Шика, а Богом хлеба Раптор. Теперь Мать Хлеба Айнэ, а Бог Хлеба – Вацлав. Так получается, что выбираем мы случайным способом, чтобы оставаться непредвзятыми и довериться некоей внешней силе, силе безличной. И очень часто выбираются одни и те же, в основном те, кто участвует в организации праздника или оказывает помощь. Вот и сейчас случилось так же. Есть в этом что-то закономерно правильное. Ещё ни разу за три года проведения праздников колеса года, не выбирался ни один человек, который, хоть малую толику руководствуется собственными амбициями в плане получения титула. Айне почётно вручили Урожайную куклу на хранение до февраля, а Вацлаву – Картофельное колесо, торжественно отправленное в костёр. По старинным поверьям эту картошку можно потом искать в костре. Кто найдёт – тому и счастье. После все приступили к распитию глинтвейна, который приготовила Айнэ, а так же к трапезе Лугнасадской кашей. К этому времени как раз подошли Юля – нынешняя Королева Мая и Сайлит, которая на празднике впервые. Вацлав раздал всем священный хлеб, а потом тайком смастерил соломенную куклу и сжёг её на костре. В этом было что-то правильное, потому что прошлогоднюю куклу надо жечь, а её у нас не было. Иногда мы не можем уберечь то, что нам дано, отчасти из-за того, что не понимаем всей важности происходящего.
Ритуал умений
Лугнасад ещё считается праздником Мастеров. В древние времена, кроме всего прочего, в это время устраивались ярмарки распродажи, куда съезжались разные умельцы, которые могли предоставить на торги свои произведения. Умения всякие разные, в основном любые виды ремесла – деревянные и глиняные изделия, вышивки, рисунки, роспись и т.д. Хорошо было бы сделать что-то подобное, но для этого нам пока чего-то не хватает, поэтому этот ритуал мы проводим довольно символически. Каждый присутствующий берёт ленточку и вспоминает какое-нибудь своё умение, либо то, что у него получается лучше всего, либо то, чему обучился в этом году. После чего ленточку следует привязать на соломенную куклу, в качестве подтверждения желания усовершенствовать свои способности. В эту пору так же принято составлять списки умений, которые бы человек хотел в себе развить в предстоящем году. Такие списки сжигают в костре.
Лугнасадские свадьбы
На Лугнасад принято совершать символические бракосочетания на 1 год и 1 день. Они считаются как бы пробными и если молодым не понравится, то они всегда могут расторгнуть узы на будущий год. В прошлом году у нас было четыре пары, при этом одна из этих пар – Вампир и Линк поженились по-настоящему в течении года и у них уже родилась замечательная дочка Кира. Тем не менее им понравилось и они решили принять участие ещё и в этом году. В прошлый раз во время такого бракосочетания пары завязывали друг другу на правую руку красные ленточки. Некоторые проносили их целый год. В этот раз Анча сплела нам пять пар красивых фенек и передала их Вацлаву, жаль, что сама не смогла прийти. Первыми я, как Хозяйка праздника, поженила Айну и Раптора, а они уже женили Деню с Юппи, а потом Линк с Вампиром. Пара фенек куда-то пропала на поляне, а последнюю пару я принесла домой и теперь у меня на запястье красуется фенька, завязанная моим мужем :). Свадьбы проходили весело, молодожёнов обсыпали рисом во имя Овса и Сыра и Свинаго Уха! Алюминий! А потом обсыпаться крупами стали все, причём в ход пошло всё оставшееся зерно. Началась настоящая веселуха и в этом было что-то безумно правильное. На этом наш праздник закончился и началось обычное времяпровождение. Подошли Тёма и Барабашка, начались разговоры на разные темы. После чего народ постепенно стал расходиться домой. Праздник прошёл тепло и душевно. Было что-то чего не было раньше, было больше естественности. Возможно люди за три года уже привыкли и имеют примерное представление о происходящем, возможно компания подобралась соответствующая. В общем, спасибо всем за всё! J
|