УЧАСТНИКИ РОЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ. РОЛЬ РОЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.
Материал подготовил Илья Горбачев
Социализация ролевого движения — сложный и неоднозначный
процесс. И успех его, возможность дальнейшего развития именно ролевой культуры,
а не "ролевого бизнеса” или "ролевого воспитания” — вопрос сотрудничества
специалистов в области игровых технологий с представителями госструктур и
бизнес-организаций. Но все же потенциальная польза от социализации РИ велика и
может перевести ролевые игры на новый этап развития.
Во-первых, количество людей, интересующихся
движением и входящих в него, постоянно растет. Во-вторых, уровень материальной
и организационной культуры игр повышается, и постепенно процент неформальных,
непрофессионально организованных игр уменьшается. Это, в свою очередь, приводит
к вовлечению в ролевого движение
большего числа взрослых людей, которые могут вложить в игру ресурсы,
несопоставимые с ресурсами школьников и студентов. Точно так же растет и само
поколение игроков, которые начинали играть в ролевые игры детьми, но не
оставили это хобби и по сей день.
Опыт
работы скаутского, пионерского, коммунарского и тимуровского движений,
используемые ими игровые и организационные формы и методы работы стали
своеобразной основой для проявления такого нового масштабного российского
социокультурного феномена, как ролевое движение молодежи.
Определим
его «создателей», активных действующих лиц, т.е. субъектов движения. Это, в
основном, молодежь 18 – 25 лет, но довольного много участников движения и более
солидного возраста – до 40 лет, есть и старшие школьники 13-15 лет.
Интеллектуальный уровень участников ролевого движения довольно высок и
самоподдерживается[14, c. 142].
Структуру
современного ролевого движениямолодежи
составляют клубы поклонников творчества Дж. Р. Р. Толкиена, клубы занимающиеся
исторической реконструкцией, военно-исторические клубы, клубы любителей
фантастики и фэнтези, анимэ-клубы, клубы индеанистов, клубы ролевых и
вероятностного моделирования.
Сущность
ролевого движения составляет совокупность неформальных общественных объединений
и молодежных общественных организаций (клубов ролевых игр), занимающихся
созданием проведением ролевых игр, а также связанными с ними различными видами
деятельности (литературными и музыкальным творчеством, театральными
постановками, изучением и реконструированием исторических событий, историческим
и игровым фехтованием, разработкой теории ролевой игры, изготовлением игрового
оружия, доспехов, костюмов, аксессуаров и т.д).
Особым
фактором формирования личности является ее социальная активность, выраженная в
разнообразных в видах деятельности, в первую очередь творческой, которой и
является сюжетно-ролевая театрализованная игра: «личность не может развиваться
в рамках потребления, ее развитие предполагает смещение потребностей на созидание,
которое одно не знает границ» [11, c. 226].
Предположим,
что деятельность в условиях ролевого движения молодежи, в частности игровая
деятельность, не является исключением и выступает в качестве мощного фактора
формирования личности участников, поскольку в ролевой игре «на первый план
выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций»[19, c. 336]. В этом наша позиция
соответствует взглядам ряда авторов: М.Э. Фрид, Б.В. Куприянова, А.Е. Подобина,
Л.Е. Смеркович и др. [9;19;20;27]
Таким
образом, в сюжетно-ролевой театрализованной игре и связанных с ней других видах
деятельности, организуемых в клубах ролевых игр, появляются условия,
упражняющие различные психические функции, что завершается качественными
изменениями черт личности. Эту мысль в работах посвященных ролевому движению и связанными
с ним различным видам деятельности, высказывают не только
педагоги-исследователи, но и психологи, медики и социологи. Так врачи психиатры
О.Б. Васильченко и Д.В. Краевский на основании данных, полученных в результате
проводившегося ими независимого исследования, пришли к следующим выводам:
1.Ролевое
движение и сами ролевые игры не являются авторитарными системами, подавляющими
личности и свободы своих участников.
2.
Ролевыеигры позволяют раскрыться творческому
потенциалу личности, способствуют ее самореализации.
3.
Участники ролевого движения обладают более низким уровнем агрессивности по
сравнению с остальной популяцией.
4.
Ролевое движение создаломодель
преобразования агрессии в наиболее
социально приемлемые формы. Возможно, что данная модель могла бы оказаться (при
определенных условиях и изменениях большого социума) вполне эффективной и
жизнеспособной и за пределами ролевого движения.
5.
Участие в ролевых играх: повышает межвидовую, межрасовую, межнациональную,
межсубкультурную толерантность, и толерантность к любым индивидуальным
отличиям. Данный эффект весьма актуален в современном российском социуме,
пропитанном расистскими предрассудками, ксенофобией и нетерпимостью к
проявлениям индивидуальности; приучает легче переносить перемены, быстрее
приспосабливаться ко всему новому. Оно… расширяет репертуар социальных ролей
поведения, тем самым повышает степень адаптации к современному социуму;
расширяет возможности социальной перцепции, т.е. понимания и правильного
восприятия других людей. Помогает овладеть моделями оптимальной коммуникации;
развивает воображение, фантазию, помогает расширить взгляд на окружающий мир.
6.
Нет достаточных оснований утверждать, что ролевые игры уводят от реальности. По
мнению данных авторов, в сложившемся в нашей стране социуме принципы
жизнедеятельности клуба ролевых игр удачно ассимилирует и интегрируют в себе
наиболее значимые общечеловеческие ценности, стратегии оптимальных
межличностных коммуникаций и индивидуального личностного роста и саморазвития [25].
В. В.
Воронов, оценивая психологические возможности ролевого движения, называет ряд
проблем, приводящих в него молодежь:
·Сложные
отношения в семье. Ролевое движение дает возможность отдохнуть от семейных
неприятностей, помогает восстанавливать моральное равновесие и нервные силы;
·Плохие
отношения в формальной группе и деловой сфере. Ролевое движение дает
возможность адекватно оценить ситуацию, взять ее под контроль, проиграть
конфликтыиз своей жизни;
·Желание
заниматься специфическими видами деятельности ролевого движения, удовлетворение
познавательного интереса, получение в этом поддержки от окружающих (принцип
взаимного обучения);
·Общение
с единомышленниками, психологическое удовлетворение, получение моральной поддержки,
совета [2, c. 25]
Поскольку
деятельность в условиях ролевого движения относится в первую очередь к сфере
досуга, можно говорить о том, что ролевое движение помогает решать проблемы
ассоциации досуга с пассивным отдыхом, бездельем; отсутствия навыков
самоорганизации свободного времени и элементарных основ культуры досуга.
Ролевое движение предоставляет молодым людям возможность приобретения и
повышения «досуговой квалификации», что позволяет им осваивать новые социальные
роли.
Таким образом, можно сделать
вывод, что ролевое движение – это современная субкультура, способная объединять
молодых людей различных взглядов, вкусов и интересов, готовых продуктивно
сотрудничать с представителями других субкультур и властью для реализации
социально-значимых проектов, направленных на благо общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Монографии. Книги.
1.Аникеева
Н. П. Воспитание игрой: КН. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 114с.
2.Воронов
В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и
учителей. – М.: Школьная пресса, 2000. – 96 с.
3.Герлах
И.В. Ролевые игры в образовании, воспитании и досуге: педагогические технологии
ролевого моделирования. Учебно-методическое пособие. – Уфа: МГПОО «Орк-клуб»,
2009. – 79 с.
4.Гуревич
П.С. Культурология. – М.: Знание, 1999.
5.Иконникова
С.Н. Социология молодёжи и проблемы воспитания. – М., 2003.
6.Ковальчук,
С. Ю. Особенности изучения неформальных молодежных объединений: история и
современность / С. Ю. Ковальчук // Вестник Самарского государственного
университета. - 2007. - № 5/2 (55). - C. 95-101.
7.Ковальчук,
С. Ю. Источники и функции неформальных молодежных объединений / С. Ю. Ковальчук
// Вестник Чувашского университета. - 2007. - № 3. - С. 337-339.
9.Куприянов
Б.В., Подобин А.Е. Очерки общественной педагогике: ролевое движение в России. –
Кострома: КГУ им Н.А. Некрасова, 2003. – 104 с.
10.Куприянов Б.В. Рожков М. И., Фришман
И. И. Взрослые игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос, 2000. – 149 с.
11.Леонтьев А.Н. Проблемы развития
психики. 4-е изд./ А.Н. Леонтьев. – М., Изд-во Моск. Ун-та, 1981. - 304
12.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание.
Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 584 с.
13.Лисовский В.Т.«В каждом ли споре рождается истина?»
14.Личность и игра: от начальной школы
до выпускного класса: Учеб. Пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1995. – 155 с.
15.Макаренко А. С. Проблемы школы
советского воспитания: Методы воспитания. Лекция первая/ О воспитании молодежи:
сборник избранных пед.Произведений; под
общ. Ред. Г.С. Макаренко. – М.: Всесоюзное учебно-педагогическое изд-во
«Трудрезервиздат», 1951. – С. 219 - 237
16.Маслоу А. Мотивация и личность. – 3-е
изд. – СПб.: Питер,2003. – 237.
17.Михеева Л.Н. Студенческий театр и
проблемы воспиттаетльной работы в педвузе// Сов. Педагогика. – 1991. - №9. – С.
33 – 35.
19.Словарь по социальной педагокике:
Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Авт. – сост. Л. В. Мардахаев. –
М.: Изд. Центр «Академия» 2002. – 368 с.
20.Смеркович Л. Е., Фетисов Б.Ю., Шайкин
Д.Г. Особенности настольных ролевых игр и их применение при изучении истории //
Обучающие аспекты ролевых игр: научно-методическая конференция Центра ролевых
игр «Моргенштерн». – Казань, 1995. – С.17 – 22.
21.«Социология молодежи». Под ред. В.Т.
Лисовского, СПГУ,1996
22.Толченов О. А. Игровые
театрализованные формы: особенности их использования в работе с детьми//
Воспитание школьников. – 2003. -№5. – С. 29-35.
23.Фолкэн Ч.Т. Психология – это просто;
Пер. с англ. Р. Мурзатина. – М.: Агенство «ФАИР»,1998. – 640 с.
Статьи.
24.Берелехис А.А. Функции ролевой игры//
Orc-clubjournal. – 1996. - №1. – С. 25-29.
Интернет-ресурсы.
25.Васильченко О. Б., Краевский Д. В.
Записки из параллельного мира ( Психиатры при дворе короля Азерота) [Электронный
ресурс]. Сайт: www.tver-roles.narod.ru. Режим доступа: http:// tver-roles.narod.ru/psih.htm, свободный. – Загл. С экрана. – Яз.
Рус.
26.Смеркович Л. Е. О пользе кризисов,
или как нам жить в эпоху Игр? [Электронный ресурс]. Сайт: www.skady.narod.ru . Режим доступа: http:// skady.narod.ru/text-1/krizis.html, - Загл. С экрана. – Яз. Рус.
27.Фрид М. Э. Мотивации поведения в
ролевых играх [Электронный ресурс]. Сайт www. Magic-guild.narod.ru.