Cюжетно-ролевая
театрализованная играявляется одним из
видов игровой деятельности человека, целью которой является достижение
максимального сходства между имитационными действиями участников,
манипулирующих символическим материалом и реальными действиями людейв жизненном и деятельностном контекстах.
Спецификой СРТИ является то, что в качестве символоввыступаетодежда, орудия способы поведения, описанные в исторических,
художественно-литературных источниках.
В
большинстве научных источников ролевая игра рассматривается как одна из
основных форм деятельности ребенка. Но, в нашем случае речь идет о ролевой игре
для представителей любой возрастной группы. Необходимым отметить надо
следующее:
1.
Ролевая игра – «сложное социально-психологическое явление уже потому, что это
не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность
включаться в игру характеризуется особым видением мира и не связаны с возрастомчеловека. Взрослый в игре "пробует”, "переживает”
неиспользованные возможности жизни, ребенок проигрывает, "примеривает” еще не
использованные, не выбранные возможности. Именно это и делает игру могучим
средством социализации, приобщения к нормам и ценностям общества»
2. Ролевая игра в равной степени близка как
взрослым, так и детям, поскольку «большую часть жизни каждый из нас проводит,
играя в соответствии с ситуацией множество самых разных социальных ролей…
порой… » [22, с. 148]. Эту мысль высказывает в своих работах А.С. Макаренко, говоря
отом , что взрослые постоянно играют в
ролевые игры, даже с сами собой, изображая «важность в своем кабинете,.
Книжность, когда мы обставимся книжками и думаем – у нас есть библиотека» [12,
с. 25].
3. Взрослые,
так же как дети, испытывают потребность в перевоплощении, изменении (хотя бы
временном)окружающего мира, привнесении
в него красоты, сказочности, романтики. Сюжетно-ролевая театрализованная игра –
это выход за пределы реальности, а точнее обыденности, это возможность для
человека ощутить, осознать себя через иное, т.е возможность быть чем-то иным по
отношению к собственному«Я». Именно к
ней как нельзя лучше подходит выведенная А.Н. Леонтьевым общая формула мотивации
игры – «не выиграть, а играть»[12, с. 486].
В этом
случаеможно говорить о неком своеобразном виде
ролевой игры, в котором равноправно сочетаются ролевые игры взрослых и детей,
т.к. ее основными участниками являются представители «пограничной» возрастной
группы между детствоми взрослостью. Это
новый тип игр, когда«взрослые и дети
играют вместе, используя игры для решения очень важных как для детей, так и
взрослых проблем их совместного существования»[10,с. 5]. Такая игра включает в
себя элементы изученных в психологии поведенческих, обучающих и межличностных
игр, предполагающих разучивание и отрабатывание нового для человека стиля
поведения, обмен ролями между партнерами по игре, рассмотрение реальных
конфликтных или проблемных ситуаций на игровой основе, и множество особенных,
специфических черт.
И. В
Герлах, проанализировав множество определений ролевой игры в своем издании,
дала свое понятиесюжетно-ролевой
театрализованной игры. Сюжетно-ролевая театрализованная игра (СРТИ) является
одним из видов игровой деятельности человека, целью которой является достижение
максимального сходства между имитационными действиями участников,
манипулирующих символическим материалом и реальными действиями людейв жизненном и деятельностном контекстах.[3,32]
Спецификой СРТИ является то, что в качестве символоввыступаетодежда, орудия способы поведения, описанные в исторических,
художественно-литературных источниках. В основе мотивации СРТИ лежат базовые
потребности личности, которые выделяютсятакими известными социальными психологами, как А. Маслоу, Г. Олпорт и
др. [16, с. 103; 11, с. 25].Одним из конкретных
проявлений этой мотивации среди многих стремлений является достичь сходства,
т.е.цель игры и данный мотив совпадают,
что соответствует характеристике игры как социально-психологического явления,
данному крупными теоретиками игры.
А.А.
Берелехис выделяет следующие функции ролевой игры:
1.
Мотивационная: каждая игра создает мотив деятельности, который значим для
игрока и не отодвинут во времени.
2.
Образовательная: в период подготовки к игре и в ходе ее игрок получает ранее
незнакомую ему информацию, знание.
3.
Воспитательная: умение уважительно относиться к чужим ценностям и отстаивать
свои, культура поведения и т.д.
4.
Развивающая: в ходе ролевой игрыразвиваются быстротареакции,
гибкость ума и поведения, внимание и творческие способности, совершенствуются
организаторские качества, актерские навыки.
5.
Коммуникативная: навыки культуры общения, поведения в социуме.
6.
Обучающая: обучение различным умениям и навыкам входе игры.
7.
Компенсаторная: компенсирует у детей потребностьв проявлении взрослости, включении в
социально-значимые отношения. Взрослым игрокам СРТИ позволяет более точно
выразить эмоциональную сферу личности, что в реальной жизни не всегда удается.
8.
Терапевтическая: способствует развитию умения погашать конфликты, снимает
агрессивность, стрессы, отрицательные эмоции, при правильном использовании
позволяет бороться с различными комплексами.
9.
Релаксационная:снимает эмоциональное
напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении или
работе.
10.
Психотехническая: формирование навыков подготовки своего физиологического
состояния для более эффективной деятельности; перестройка психики для усвоения
больших объемов информации.
11.
Рекреативная: игра – замечательный, запоминающий на всю жизнь, вид отдыха [24].
Этот
подходк функциям СРТИ во многом
соответствует определению особых функций игры как педагогического феномена
культуры, сформулированному С.А. Шмаковым. Он выделяет следующие наиболее
важные функции: социокультурное назначение игры; функция межнациональной
коммуникации; функция самореализации… в игре как полигоне общечеловеческой
практики; коммуникативная функция игры; диагностическая функция игры;
игротерапевтическая функция игры; функция коррекции игре; развлекательная
функция игры[8, c. 62].
Таким
образом, следуетотметить связь СРТИ и
театра. Эстетическое воспитании молодежи формирование ее духовного облика и
мировоззрения средствами искусства всегда было актуальной проблемой.
Педагогическое значение его неизмеримо возросло в современныхусловиях развития общества, когда
продолжается девальвация нравственных ценностей. О.А. Толченов, отмечает, что
сегодня происходит широкое распространение «игрового театра и еще в большей
степени – игровых театрализованных форм», которые имеют явные тенденции к
развитию в новые педагогически ценные формы влияния на личность ребенка и
молодого человека[21, c. 29]. В решении комплекса воспитательных проблем театр, во
всех направления, в томчисле и в виде
театрализованных ролевых игр, занимает важное место. Он несет в себе
«возможности обогащения социального и нравственного опыта личности, развивает
общую культуру, потому что театр представляет своеобразный синтетический способ
отражения жизни на сцене (в игре), а в восприятии театрального искусства
развиваются чувства, мысли, воображение человека»[17, c. 33]. Играм, реализуемым в рамках
ролевого движения, свойственны все основные признаки театрализованного
представления: зрелищность, синтетичность, экспрессивность,
идейно-художественная целостность.