Ролевое движение Сахалина
Меню сайта
Категории раздела
Техническая часть организации РИ [4]
Ролевое моделирование [2]
РИ в образовании [1]
Ролевое движение: вчера, сегодня, завтра [4]
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Пособия и методические разработки по ролевым играм » Ролевое движение: вчера, сегодня, завтра [ Добавить статью ]

РОЛЕВАЯ ИГРА: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ.
Материал подготовил Илья Горбачёв

Cюжетно-ролевая театрализованная игра  является одним из видов игровой деятельности человека, целью которой является достижение максимального сходства между имитационными действиями участников, манипулирующих символическим материалом и реальными действиями людей  в жизненном и деятельностном контекстах. Спецификой СРТИ является то, что в качестве символов  выступает  одежда, орудия способы поведения, описанные в исторических, художественно-литературных источниках.

В большинстве научных источников ролевая игра рассматривается как одна из основных форм деятельности ребенка. Но, в нашем случае речь идет о ролевой игре для представителей любой возрастной группы. Необходимым отметить надо следующее:

1. Ролевая игра – «сложное социально-психологическое явление уже потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуется особым видением мира и не связаны с возрастом  человека. Взрослый в игре "пробует”, "переживает” неиспользованные возможности жизни, ребенок проигрывает, "примеривает” еще не использованные, не выбранные возможности. Именно это и делает игру могучим средством социализации, приобщения к нормам и ценностям общества»

2.  Ролевая игра в равной степени близка как взрослым, так и детям, поскольку «большую часть жизни каждый из нас проводит, играя в соответствии с ситуацией множество самых разных социальных ролей… порой… » [22, с. 148]. Эту мысль высказывает в своих работах А.С. Макаренко, говоря о  том , что взрослые постоянно играют в ролевые игры, даже с сами собой, изображая «важность в своем кабинете,. Книжность, когда мы обставимся книжками и думаем – у нас есть библиотека» [12, с. 25].

3. Взрослые, так же как дети, испытывают потребность в перевоплощении, изменении (хотя бы временном)  окружающего мира, привнесении в него красоты, сказочности, романтики. Сюжетно-ролевая театрализованная игра – это выход за пределы реальности, а точнее обыденности, это возможность для человека ощутить, осознать себя через иное, т.е возможность быть чем-то иным по отношению к собственному  «Я». Именно к ней как нельзя лучше подходит выведенная А.Н. Леонтьевым общая формула мотивации игры – «не выиграть, а играть»[12, с. 486].

В этом случае   можно говорить о неком своеобразном виде ролевой игры, в котором равноправно сочетаются ролевые игры взрослых и детей, т.к. ее основными участниками являются представители «пограничной» возрастной группы между детством  и взрослостью. Это новый тип игр, когда  «взрослые и дети играют вместе, используя игры для решения очень важных как для детей, так и взрослых проблем их совместного существования»[10,с. 5]. Такая игра включает в себя элементы изученных в психологии поведенческих, обучающих и межличностных игр, предполагающих разучивание и отрабатывание нового для человека стиля поведения, обмен ролями между партнерами по игре, рассмотрение реальных конфликтных или проблемных ситуаций на игровой основе, и множество особенных, специфических черт.

И. В Герлах, проанализировав множество определений ролевой игры в своем издании, дала свое понятие  сюжетно-ролевой театрализованной игры. Сюжетно-ролевая театрализованная игра (СРТИ) является одним из видов игровой деятельности человека, целью которой является достижение максимального сходства между имитационными действиями участников, манипулирующих символическим материалом и реальными действиями людей  в жизненном и деятельностном контекстах.[3,32] Спецификой СРТИ является то, что в качестве символов  выступает  одежда, орудия способы поведения, описанные в исторических, художественно-литературных источниках. В основе мотивации СРТИ лежат базовые потребности личности, которые выделяются  такими известными социальными психологами, как А. Маслоу, Г. Олпорт и др. [16, с. 103; 11, с. 25].  Одним из конкретных проявлений этой мотивации среди многих стремлений является достичь сходства, т.е.  цель игры и данный мотив совпадают, что соответствует характеристике игры как социально-психологического явления, данному крупными теоретиками игры.

А.А. Берелехис выделяет следующие функции ролевой игры:

1. Мотивационная: каждая игра создает мотив деятельности, который значим для игрока и не отодвинут во времени.

2. Образовательная: в период подготовки к игре и в ходе ее игрок получает ранее незнакомую ему информацию, знание.

3. Воспитательная: умение уважительно относиться к чужим ценностям и отстаивать свои, культура поведения и т.д.

4. Развивающая: в ходе ролевой игры  развиваются быстрота  реакции, гибкость ума и поведения, внимание и творческие способности, совершенствуются организаторские качества, актерские навыки.

5. Коммуникативная: навыки культуры общения, поведения в социуме.

6. Обучающая: обучение различным умениям и навыкам в  ходе игры.

7. Компенсаторная: компенсирует у детей потребность  в проявлении взрослости, включении в социально-значимые отношения. Взрослым игрокам СРТИ позволяет более точно выразить эмоциональную сферу личности, что в реальной жизни не всегда удается.

8. Терапевтическая: способствует развитию умения погашать конфликты, снимает агрессивность, стрессы, отрицательные эмоции, при правильном использовании позволяет бороться с различными комплексами.

9. Релаксационная:  снимает эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении или работе.

10. Психотехническая: формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности; перестройка психики для усвоения больших объемов информации.

11. Рекреативная: игра – замечательный, запоминающий на всю жизнь, вид отдыха [24].

Этот подход  к функциям СРТИ во многом соответствует определению особых функций игры как педагогического феномена культуры, сформулированному С.А. Шмаковым. Он выделяет следующие наиболее важные функции: социокультурное назначение игры; функция межнациональной коммуникации; функция самореализации… в игре как полигоне общечеловеческой практики; коммуникативная функция игры; диагностическая функция игры; игротерапевтическая функция игры; функция коррекции игре; развлекательная функция игры[8, c. 62].

Таким образом, следует  отметить связь СРТИ и театра. Эстетическое воспитании молодежи формирование ее духовного облика и мировоззрения средствами искусства всегда было актуальной проблемой. Педагогическое значение его неизмеримо возросло в современных  условиях развития общества, когда продолжается девальвация нравственных ценностей. О.А. Толченов, отмечает, что сегодня происходит широкое распространение «игрового театра и еще в большей степени – игровых театрализованных форм», которые имеют явные тенденции к развитию в новые педагогически ценные формы влияния на личность ребенка и молодого человека[21, c. 29]. В решении комплекса воспитательных проблем театр, во всех направления, в том  числе и в виде театрализованных ролевых игр, занимает важное место. Он несет в себе «возможности обогащения социального и нравственного опыта личности, развивает общую культуру, потому что театр представляет своеобразный синтетический способ отражения жизни на сцене (в игре), а в восприятии театрального искусства развиваются чувства, мысли, воображение человека»[17, c. 33]. Играм, реализуемым в рамках ролевого движения, свойственны все основные признаки театрализованного представления: зрелищность, синтетичность, экспрессивность, идейно-художественная целостность.

Категория: Ролевое движение: вчера, сегодня, завтра | Добавил: Raptor (09.04.2010) | Автор: Горбачев Илья Олегович E
Просмотров: 5615 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Дальневосточный портал ролевых игр
  • Клуб ролевого моделирования "Кром"
  • Сайт свободных игровых коммуникаций
  • Сахалинский MTG-клуб "Blaze"
  • Инди.snc.ru
  • Ярмарка Fossl
  • Экологическая Вахта Сахалина
  • Неформальный Сахалин
  • RPG.RU - Ролевые Игры Живого Действия
  • Copyright MyCorp © 2022 Сайт управляется системой uCoz