Ролевое движение Сахалина
Меню сайта
Категории раздела
Техническая часть организации РИ [4]
Ролевое моделирование [2]
РИ в образовании [1]
Ролевое движение: вчера, сегодня, завтра [4]
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Пособия и методические разработки по ролевым играм » Техническая часть организации РИ [ Добавить статью ]

Средневековый костюм. Часть 3

Мантель (mantel ): По покрою мантель был похож на полукруглый шап, но в отличие от старинной накидки едва набрасывался на плечи, спускался за спину и удерживался на плечах только благодаря шнурку, свитому из шелка, или декоративной ленте. Если шнурок или ленту не цепляли за аграф, то их придерживали рукой. Во многих памятниках готической эпохи был увековечен этот характерный жест — рука, легко прикасающаяся к груди и не дающая соскользнуть накидке. Плащ-мантель был одеждой людей благородного происхождения, предназначенной для торжественных церемоний, праздников и беспечного времяпрепровождения. Мантель кроили из самых изысканных материй, вышитых золотом и подбитых беличьим мехом и горностаем.

Выкройка: 


Табар короткий плащ с колоколообразными, не сшитыми по боковому шву рукавами. Этот вид одежды являлся обязательной принадлежностью костюма герольда, пажа. (рис. 3)


Гардкорп (Gardecorps) - верхняя одежда из шерсти на шерстяной подкладке, обязательно с капюшоном, аналог плащей. Возможна меховая подкладка, возможно льняная. Длина гардкорпа должна быть такова, чтобы покрывать котту/сюрко. Застежка на гардкорпе бывает разная (по-центру, по-косой), разной длины. Рукава должны быть длинными (до колен) и широкими. В плечах рукава должны быть присобраны на склдочки. Одновременно они имеют разрез впереди и снизу по пройме. Рзрез впереди не длолжен доходить до проймы где-то на ладонь. "Кавалерийский разрез" можно делать, а можно и нет. В любом случае гардкорп должен быть очень широким.

Выкройка:

 


ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ  

Шаперон - (фр. chaperon) — средневековый мужской головной убор. Первоначально шаперон представлял собой капюшон с пелериной, скреплявшийся застежкой на шее, который использовался всеми классами общества как дорожная одежда для защиты от дождя и ветра, причем его носили равно женщины и мужчины. При необходимости капюшон можно было сбросить на спину, и использовать шаперон в качестве короткого плаща. В качестве дополнительного украшения пелерина могла быть присобранной или вырезанной по краям. Также сам капюшон часто дополнялся длинным шлыком. Появляется он впервые около XII века. Среди исследователей нет согласия, называлась ли эта ранняя форма собственно шапероном, или же носила имя «худ» (англ. hood — капюшон). Само название «шаперон» восходит, по всей вероятности к позднелатинскому «cappa» — то есть «плащ с капюшоном», или просто «капюшон» — к чему был уже во французском языке был добавлен увеличивающий «-(r)on», давая общее значение «широкий капюшон», «большой головной убор». Шаперон делился на следующие части, каждая из которых развивалась собственным путем и приобретала особое значение. Это — длинный шлык, вначале свисавший на спину, носивший у французов название корнетты (фр. cornette), у англичан — типпит (англ. tippit), также в обоих языках встречается его общее название лирипип (англ. и фр. liripipe). Пелерина для французских разновидностей шаперона именовалась патта (patte), у англичан — кейп (cape — то есть «плащ», «накидка») разновидность украшенная фестонами — «петушиным гребнем» (cockscomb). Позднее шаперон дополнительно украшали с помощью бурреле (фр. bourrelet) или «ронделя» (rondel) — широкой ленты из шелка или хлопчатобумажной ткани, обвязывавшейся вокруг головы на манер тюрбана или берета, со свисавшим вниз концом. Около 1300 года некто, оставшийся неизвестным, предложил носить шаперон, надевая его на голову лицевым отверстием, так что пелерина и шлык (патта и корнетта) свешивались с двух сторон в качестве украшения. Существует предположение, что эта «шляпообразная форма», получившая в литературе название собственно шаперона, в начале носилась только в жаркое время года — но доказательств этому нет. Так или иначе, идея была подхвачена, и в XV веке шапероны начинают шить именно с расчетом на ношение их в виде шляпы. Развиваются разные варианты ношения шаперона. 1. Корнетта и патта завязывались в узел на макушке, давая вместе нечто похожее на островерхий тюрбан; причем иногда обе части стояли стоймя или одна из них (корнетта или патта) свисали на затылок. 2. Патта спускалась и охватывала шею и прикреплялась к бурреле с помощью застежки, в то время как корнетта свободно свисала сбоку или со спины. 3. Патту завязывали на макушке на манер петушиного гребня, в то время как корнетта свободно свисала сбоку или со спины. 4. Корнетту завязывали на макушке, оставляя патту свободно свисать. 5. Патта свободно свисала на затылок, в то время как длинную корнетту несколько раз обвязывали вокруг шеи и закрепляли. Подобный вариант был особенно удобен в зимнее время, при езде верхом. Считается, что именно его использовала Жанна д'Арк. 6. При необходимости, напр. предстать перед человеком более высокого ранга или во время церковного моления, шаперон снимали и укладывали на плечо, так что патта свисала на спину, корнета — вперед. На итальянский манер, сложенную пополам патту оставляли свисать сбоку от головы. Как последний штрих, шаперон стали обвязывать широкой лентой — бурреле, превращая шаперон в подобие тюрбана. В начале XV века, как следует из миниатюр «Великолепного часослова герцога Беррийского», и «Охотничьей книге», крестьяне продолжали носить шаперон в его исконном виде, в то время как прислуга, входившая в свиту владетельных князей предпочитала оформлять его наподобие шляпы, изготовлявшейся, по-видимому, из шёлка. В середине века шаперон, несколько более простой и строгий по виду, становится также головным убором знати. В середине того же века шаперон становится обычным головным убором знати и купцов, причем корнета удлиняется чуть не до земли, заставляя носящего обматывать ее вокруг шеи на манер шарфа, так что, например, на флорентийский шаперон этого времени уходило до 9,5 метров ткани (камки или шёлка). Бурреле свивается в жгут, причем иногда по-прежнему обертывается вокруг шаперона, или же несколько слоев дополнительно накладываются на сам шаперон. Интересно, что величина бурреле соответствовала степени знатности его хозяина — чем больше бурреле, тем выше человек стоял на социальной лестнице.

Выкройки:

 

Каль — (cale (фр.))  Чепец. Вид головного убора, относимый к разряду белья. Практически неизменная деталь гардероба на протяжении всего своего существования. Достаточно широкие временные рамки использования. Мог носиться самостоятельно или одеваться под другой головной убор. Рекомендованный материал – лен. Реже шелк или хлопок. Есть еще такая срань, как "бегуин" - тоже чепец, датировка его появления такая же. Чем он отличался от каля - я ХЗ. Возможно просто другое название.

Выкройки.

 

Женский чепец Слово, которое регулярно используется в голландских источниках Виттена, является 'huve' или 'huvete'. Слово 'huve' не используется только для женского головного убора, но также и для мужского

Омюс (омюз) (фр. aumusse) — головной убор в виде чепца с меховой пелеринкой. Омюс носили чаще гражданские лица, чем рыцари; во Франции омюс на горностае считался знаком принадлежности к августейшему семейству и включался в выходные костюмы королей и принцев крови.

Тирольская шапка(Тиролька) -Мужской головной убор. Шляпа с невысокой тульей и небольшими полями.

Выкройки:

Шапка-таблетка (аутентичное название так и не смогла найти) Мужской головной убор. Низкая цилиндрическая шапочка, часто с отворотами. В Испании - с вырезом у лба (можно сказать, прикрывающая уши и затылок, но оставляющая открытым лоб). По длине должен нижним краем касаться верхней мочки уха. Материал: сукно / шелк Материал подкладки: лен / хлопок / шелк Изготавливается нечто вроде ведерка из ткани, после чего край отгибается наверх. Высота таблетки в готовом и согнутом состоянии - 10-12 сантиметров. Подкладка может быть другого цвета или с рисунком.

Выкройки 

Беретта (фр. beret, ит. beretta, нем. Barett, анг. Beret, лат.birrum)– верхний головной убор сферической формы из войлока, фетра. По длине должен нижним краем касаться верхней мочки уха.

Вимпл (wimple, guimp) – это западно-европейский средневековый головной убор, традиционно состоящий из 2-х покрывал (верхнее закрывало волосы, т.к. неприлично было выходить на улицу с непокрытой головой, и нижнее – закрывало шею и грудь. Покрывала крепились металлическими булавками либо к ленте, повязанной вокруг головы - филету, либо фиксировались барбетой – обруч-труба из ткани, у коронованных особ - короны. Позднее покрывала вимпла эволюционируют в бартетт.

Горжет - покрывало, которое закрывает грудь, шею, подбородок. Могло являться составной частью вимпла (быть его нижним покрывалом) или носиться как самостоятельный головной убор (в этом случае верхняя часть головы могла оставаться открытой и была видна прическа - уложенные по бокам головы косы; иногда к горжету сзади могла крепиться вуаль) Барбетт (barbette) — жен. головной убор XIII—XIV вв. в виде небольшой косынки, закрывающей подбородок и завязывающейся на голове. При выходе на улицу поверх обычно набрасывали покрывало, вуаль или женскую шапку-таблетку. Появился в эпоху крестовых походов как подражание головному и шейному покрытию рыцарских доспехов. Torse (шапка-таблетка), veil (вуаль), barbette (барбетт):

(на иллюстрациях барбетт - это вот та часть, которая под подбородком завязывается:) на некоторых иллюстрациях - барбетт сочетается с вуалью, на некоторых - с шапкой-таблеткой)

 

Крузелер - (или "крюзелер", как добавляют Брун и Тильке в своей "Истории костюма")французского происхождения, от немецкого "krause" (название оборки, которой обрамлялось лицо). В большинстве "костюмных" изданий если и упоминают крузелер, то очень скупо, как женский головной убор, особенно распространенный в середине XIV- первой половине XV вв. Считается типичным немецким головным убором. тИз различных описаний вырисовывается как полотняный чепец (или платок), по краю которого шел ряд оборок с частыми складками. Он плотно облегал лицо и затылок и позволял видеть лишь небольшую часть прически.Иногда эти оборки не упоминаются, но описываются «перекрещенные вуали» (которые я себе затрудняюсь представить). Подобный прием украшения края головных уборов несколькими слоями из заложенных в мелкие складочки оборок, называется "фанфрелюш". Лучшие его образцы можно увидеть в Библии Велислава (Богемия, ок. 1340 г.) и на голове госпожи Арнольфини, изображенной на семейном портрете Ван Эйком.

 ОБУВЬ (рекомендуемая ссылка: «Средневековые находки из раскопок Лондона. Обувь» Френсис Грю и Маргаретта де Неергаард.) Грю дает вот такую интересную классификационную таблицу: Оценка составляющих каждого стиля (типа) неизбежно является до некоторой степени субъективной, в данном случае мы проводим определение по трем основным факторам:

1. высота верхней части (союзки):  1.1 термин «shoes» - туфли, высота союзки ниже лодыжки; 1.2 термин «ankle-shoes» - полуботинки, высота союзки вровень или чуть выше лодыжки; 1.3 термин «boots» - ботинки, высота существенно выше лодыжки. 1.4 термин «high boots» - высокие ботинки, высота до половины голени.

2. форма застежки (см. илл. 1):  2.1 термин «slip-on» - не имеющие застежки; 2.2 термин «drawstring» - один или несколько шнурков, пропущенные через отверстия в союзке и один или несколько раз обмотанные вокруг лодыжки; 2.3 термин «toggle» - имеющие клапан, застегивающийся на пуговицу или клевант; 2.4 термин «side-lased» - разрез сбоку, затягивающийся шнурком по отверстиям; 2.5 термин «front-lased» - разрез спереди, затягивающийся шнурком по отверстиям; 2.6 термин «latchet» - с одним шнурком, завязанным на подъеме; 2.7 термин «buckled» - застегивающиеся на одну или несколько пряжек.

3. особенности выкройки – форма носка например или степень сужения подошвы.  Илл. 1:

Пулены (фр. poulaines) - остроносая мягкая обувь с загнутыми вверх носками. Длина носков строго регламентировалась. Носились под цивильное платье, военные носили тупоносую обувь. Слишком длинные носки пуленов (называемоые "пигаш") набивались пенькой и подвязывались к коленям. Паттены (patten) - деревяные или кожаные сандалии, предназначенные для сохранения обуви от грязи и влаги. Широкое распространение в Европе имели с XII по XIX века. В XIV-XV веках мужские и женские паттены имели идентичный дизайн. Особенную популярность паттены обрели в XV веке, то время, когда пулены были в моде. Есть три основных типа паттенов: - паттены на деревянной платформе либо на деревянных ножках или металлических подставках; - второй тип имел плоскую деревянную подошву, которая часто была сгибаемой; - третий тип имел плоскую подошву, сделанную из сшитых слоев кожи. Некоторые из более поздних европейских паттенов имели тонкую деревянную внутреннюю секцию. Для ранних вариантов, датируемых с XII века, более обычны первые два типа. Кожаные паттены вошли в моду в XIV-XV веках. Большинство деревянных паттенов сделаны из ольхи, ивы или тополя.

"Middle Class Shoe" (c1000-1200)-

Simple Slipper (c1000-1200)-

"Laborer's Shoe" (c1000-1200) -

Dipped Side Boot (c1000-1200) -

 

"Bottom Seamed Slipper" (c1000-1200) -

 

Basic Front Laced Ankle boot (c1000-1200) -

 

Ankle Latched Shoe (c1000-1200) -

 

Lace-up Boot (Late 12th Century) -

 

Пулены типа "buckled shoes" -

 

Средневековая кожаная обувь (ботинки) кон XIV века - 

Ботинки, XIV век, Голландия -

 

Пулены ВКЛ, начало XVвека, стилизация -

 

Пулены типа "front-lased shoes" кон XIV века. -

 

Ботинки типа « side - lased boots » начала XV века. -

 

Ботинки типа "toggle boots", кон. XIII века, Зап. Европа. -

 


 АКСЕССУАРЫ

Омоньер (aumoniere) - кожаный (для мужчин) или ткеневый, вышитые из шерсти, или льна (для женщин) мешочек для мелких денег, прикрепленный к поясу; носили его в XIV-XV вв. как мужчины, так и женщины. Носили его в XIV и XV веках, он являлся принадлежностью придворного туалета при бургундском дворе. Французское слово "Аumoniere" произошло в свою очередь от слова "aumone" - "милостыня" и означает кошелек или сумку. Соответственно в английском - alms (милостыня) и "almoner purses" - кошельки для милостыни (достаточно часто в текстах также можно встретить термины "pouches" (англ.), или "bourse" (франц.), которые также означают кошелек). Возможно, свое название они получили благодаря Новому Завету, т. к подаяние милостыни бедному - обязанность каждого христианина. Средневековому христианину понятие спонтанной благотворительности было хорошо известно, и подаяние милостыни нищему или пилигриму было делом привычным. Наиболее вероятно, что название просто само по себе закрепилось за кошельками, носимыми людьми в ежедневном обиходе, независимо от подачи милостыни. Кошельки в средневековом европейском быту служили множеству целей: ношение личных вещей, хранение религиозных реликвий, хранение печатей для документов. Главным образом, эта статья - о кошельках из текстиля, украшенных вышивкой, как части ежедневного костюма человека. Пик их популярности приходится на середину 13-го - первую половину 14-го столетия.

Поясные сумки

Годная ссылка на поясные наборы: http://keln.fmbb.ru/viewtopic.php?t=40




Источник: http://www.diary.ru/~Dara-Valevski/p155199056.htm
Категория: Техническая часть организации РИ | Добавил: Катрина (15.04.2012) | Автор: Dara-Valevski
Просмотров: 13011 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 1
avatar
1
Катрина, какая же ты - молодец! Такие отличные статьи нашла!! smile Очень интересно и надеюсь, нам когда-нибудь это пригодится не только вам на время феста, но и нам на игры! smile надеюсь Сахалин когда-нибудь всё же дорастёт...
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Дальневосточный портал ролевых игр
  • Клуб ролевого моделирования "Кром"
  • Сайт свободных игровых коммуникаций
  • Сахалинский MTG-клуб "Blaze"
  • Инди.snc.ru
  • Ярмарка Fossl
  • Экологическая Вахта Сахалина
  • Неформальный Сахалин
  • RPG.RU - Ролевые Игры Живого Действия
  • Copyright MyCorp © 2017 Сайт управляется системой uCoz