Ролевое движение Сахалина
Меню сайта
Категории раздела
Техническая часть организации РИ [4]
Ролевое моделирование [2]
РИ в образовании [1]
Ролевое движение: вчера, сегодня, завтра [4]
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Пособия и методические разработки по ролевым играм » Ролевое движение: вчера, сегодня, завтра [ Добавить статью ]

УЧАСТНИКИ РОЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ. РОЛЬ РОЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.
Материал подготовил Илья Горбачев

Социализация ролевого движения — сложный и неоднозначный процесс. И успех его, возможность дальнейшего развития именно ролевой культуры, а не "ролевого бизнеса” или "ролевого воспитания” — вопрос сотрудничества специалистов в области игровых технологий с представителями госструктур и бизнес-организаций. Но все же потенциальная польза от социализации РИ велика и может перевести ролевые игры на новый этап развития.

 Во-первых, количество людей, интересующихся движением и входящих в него, постоянно растет. Во-вторых, уровень материальной и организационной культуры игр повышается, и постепенно процент неформальных, непрофессионально организованных игр уменьшается. Это, в свою очередь, приводит к вовлечению в ролевого движение большего числа взрослых людей, которые могут вложить в игру ресурсы, несопоставимые с ресурсами школьников и студентов. Точно так же растет и само поколение игроков, которые начинали играть в ролевые игры детьми, но не оставили это хобби и по сей день.

Опыт работы скаутского, пионерского, коммунарского и тимуровского движений, используемые ими игровые и организационные формы и методы работы стали своеобразной основой для проявления такого нового масштабного российского социокультурного феномена, как ролевое движение молодежи.

Определим его «создателей», активных действующих лиц, т.е. субъектов движения. Это, в основном, молодежь 18 – 25 лет, но довольного много участников движения и более солидного возраста – до 40 лет, есть и старшие школьники 13-15 лет. Интеллектуальный уровень участников ролевого движения довольно высок и самоподдерживается[14, c. 142].

Структуру современного ролевого движения  молодежи составляют клубы поклонников творчества Дж. Р. Р. Толкиена, клубы занимающиеся исторической реконструкцией, военно-исторические клубы, клубы любителей фантастики и фэнтези, анимэ-клубы, клубы индеанистов, клубы ролевых и вероятностного моделирования.

Сущность ролевого движения составляет совокупность неформальных общественных объединений и молодежных общественных организаций (клубов ролевых игр), занимающихся созданием проведением ролевых игр, а также связанными с ними различными видами деятельности (литературными и музыкальным творчеством, театральными постановками, изучением и реконструированием исторических событий, историческим и игровым фехтованием, разработкой теории ролевой игры, изготовлением игрового оружия, доспехов, костюмов, аксессуаров и т.д).

Особым фактором формирования личности является ее социальная активность, выраженная в разнообразных в видах деятельности, в первую очередь творческой, которой и является сюжетно-ролевая театрализованная игра: «личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ» [11, c. 226].

Предположим, что деятельность в условиях ролевого движения молодежи, в частности игровая деятельность, не является исключением и выступает в качестве мощного фактора формирования личности участников, поскольку в ролевой игре «на первый план выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций»[19, c. 336]. В этом наша позиция соответствует взглядам ряда авторов: М.Э. Фрид, Б.В. Куприянова, А.Е. Подобина, Л.Е. Смеркович и др. [9;19;20;27]

Таким образом, в сюжетно-ролевой театрализованной игре и связанных с ней других видах деятельности, организуемых в клубах ролевых игр, появляются условия, упражняющие различные психические функции, что завершается качественными изменениями черт личности. Эту мысль в работах посвященных ролевому движению и связанными с ним различным видам деятельности, высказывают не только педагоги-исследователи, но и психологи, медики и социологи. Так врачи психиатры О.Б. Васильченко и Д.В. Краевский на основании данных, полученных в результате проводившегося ими независимого исследования, пришли к следующим выводам:

1.Ролевое движение и сами ролевые игры не являются авторитарными системами, подавляющими личности и свободы своих участников.

2. Ролевые  игры позволяют раскрыться творческому потенциалу личности, способствуют ее самореализации.

3. Участники ролевого движения обладают более низким уровнем агрессивности по сравнению с остальной популяцией.

4. Ролевое движение создало  модель преобразования агрессии  в наиболее социально приемлемые формы. Возможно, что данная модель могла бы оказаться (при определенных условиях и изменениях большого социума) вполне эффективной и жизнеспособной и за пределами ролевого движения.

5. Участие в ролевых играх: повышает межвидовую, межрасовую, межнациональную, межсубкультурную толерантность, и толерантность к любым индивидуальным отличиям. Данный эффект весьма актуален в современном российском социуме, пропитанном расистскими предрассудками, ксенофобией и нетерпимостью к проявлениям индивидуальности; приучает легче переносить перемены, быстрее приспосабливаться ко всему новому. Оно… расширяет репертуар социальных ролей поведения, тем самым повышает степень адаптации к современному социуму; расширяет возможности социальной перцепции, т.е. понимания и правильного восприятия других людей. Помогает овладеть моделями оптимальной коммуникации; развивает воображение, фантазию, помогает расширить взгляд на окружающий мир.

6. Нет достаточных оснований утверждать, что ролевые игры уводят от реальности. По мнению данных авторов, в сложившемся в нашей стране социуме принципы жизнедеятельности клуба ролевых игр удачно ассимилирует и интегрируют в себе наиболее значимые общечеловеческие ценности, стратегии оптимальных межличностных коммуникаций и индивидуального личностного роста и саморазвития [25].

В. В. Воронов, оценивая психологические возможности ролевого движения, называет ряд проблем, приводящих в него молодежь:

·        Сложные отношения в семье. Ролевое движение дает возможность отдохнуть от семейных неприятностей, помогает восстанавливать моральное равновесие и нервные силы;

·        Плохие отношения в формальной группе и деловой сфере. Ролевое движение дает возможность адекватно оценить ситуацию, взять ее под контроль, проиграть конфликты  из своей жизни;

·        Желание заниматься специфическими видами деятельности ролевого движения, удовлетворение познавательного интереса, получение в этом поддержки от окружающих (принцип взаимного обучения);

·        Общение с единомышленниками, психологическое удовлетворение, получение моральной поддержки, совета [2, c. 25]

Поскольку деятельность в условиях ролевого движения относится в первую очередь к сфере досуга, можно говорить о том, что ролевое движение помогает решать проблемы ассоциации досуга с пассивным отдыхом, бездельем; отсутствия навыков самоорганизации свободного времени и элементарных основ культуры досуга. Ролевое движение предоставляет молодым людям возможность приобретения и повышения «досуговой квалификации», что позволяет им осваивать новые социальные роли.

Таким образом, можно сделать вывод, что ролевое движение – это современная субкультура, способная объединять молодых людей различных взглядов, вкусов и интересов, готовых продуктивно сотрудничать с представителями других субкультур и властью для реализации социально-значимых проектов, направленных на благо общества.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 Монографии. Книги.

1.          Аникеева Н. П. Воспитание игрой: КН. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 114с.

2.          Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей. – М.: Школьная пресса, 2000. – 96 с.

3.          Герлах И.В. Ролевые игры в образовании, воспитании и досуге: педагогические технологии ролевого моделирования. Учебно-методическое пособие. – Уфа: МГПОО «Орк-клуб», 2009. – 79 с.

4.          Гуревич П.С. Культурология. – М.: Знание, 1999.

5.          Иконникова С.Н. Социология молодёжи и проблемы воспитания. – М., 2003.

6.          Ковальчук, С. Ю. Особенности изучения неформальных молодежных объединений: история и современность / С. Ю. Ковальчук // Вестник Самарского государственного университета. - 2007. - № 5/2 (55). - C. 95-101.

7.          Ковальчук, С. Ю. Источники и функции неформальных молодежных объединений / С. Ю. Ковальчук // Вестник Чувашского университета. - 2007. - № 3. - С. 337-339.

8.          Куприянов Б.В., Подобин А.Е. Ситуационно-ролевая играв социальном воспитании старшеклассников. – Кострома,1998. – 56 с.

9.          Куприянов Б.В., Подобин А.Е. Очерки общественной педагогике: ролевое движение в России. – Кострома: КГУ им Н.А. Некрасова, 2003. – 104 с.

10.       Куприянов Б.В. Рожков М. И., Фришман И. И. Взрослые игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос, 2000. – 149 с.

11.       Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд./ А.Н. Леонтьев. – М., Изд-во Моск. Ун-та, 1981. - 304

12.       Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 584 с.

13.       Лисовский В.Т.  «В каждом ли споре рождается истина?»

14.       Личность и игра: от начальной школы до выпускного класса: Учеб. Пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1995. – 155 с.

15.       Макаренко А. С. Проблемы школы советского воспитания: Методы воспитания. Лекция первая/ О воспитании молодежи: сборник избранных пед.  Произведений; под общ. Ред. Г.С. Макаренко. – М.: Всесоюзное учебно-педагогическое изд-во «Трудрезервиздат», 1951. – С. 219 - 237

16.       Маслоу А. Мотивация и личность. – 3-е изд. – СПб.: Питер,2003. – 237.

17.       Михеева Л.Н. Студенческий театр и проблемы воспиттаетльной работы в педвузе// Сов. Педагогика. – 1991. - №9. – С. 33 – 35.

18.       Сикевич З.В. Молодежная культура: "за" и "против". Заметки социолога. Л., 1990. с.6.

19.       Словарь по социальной педагокике: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Авт. – сост. Л. В. Мардахаев. – М.: Изд. Центр «Академия» 2002. – 368 с.

20.       Смеркович Л. Е., Фетисов Б.Ю., Шайкин Д.Г. Особенности настольных ролевых игр и их применение при изучении истории // Обучающие аспекты ролевых игр: научно-методическая конференция Центра ролевых игр «Моргенштерн». – Казань, 1995. – С.17 – 22.

21.       «Социология молодежи». Под ред. В.Т. Лисовского, СПГУ,1996

22.       Толченов О. А. Игровые театрализованные формы: особенности их использования в работе с детьми// Воспитание школьников. – 2003. -№5. – С. 29-35.

23.       Фолкэн Ч.Т. Психология – это просто; Пер. с англ. Р. Мурзатина. – М.: Агенство «ФАИР»,1998. – 640 с.

 

Статьи.

24.       Берелехис А.А. Функции ролевой игры// Orc-club journal. – 1996. - №1. – С. 25-29.

 

Интернет-ресурсы.

25.       Васильченко О. Б., Краевский Д. В. Записки из параллельного мира ( Психиатры при дворе короля Азерота) [Электронный ресурс]. Сайт: www.tver-roles.narod.ru. Режим доступа: http:// tver-roles.narod.ru/psih.htm, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. Рус.

26.       Смеркович Л. Е. О пользе кризисов, или как нам жить в эпоху Игр? [Электронный ресурс]. Сайт: www.skady.narod.ru . Режим доступа: http:// skady.narod.ru/text-1/krizis.html, - Загл. С экрана. – Яз. Рус.

27.       Фрид М. Э. Мотивации поведения в ролевых играх [Электронный ресурс]. Сайт www. Magic-guild.narod.ru.

28.       Электронный ресурс. Сайт: http://igrology.ru/larpg_history.

 


Категория: Ролевое движение: вчера, сегодня, завтра | Добавил: Raptor (09.04.2010) | Автор: Горбачев Илья Олегович E
Просмотров: 2001 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Дальневосточный портал ролевых игр
  • Клуб ролевого моделирования "Кром"
  • Сайт свободных игровых коммуникаций
  • Сахалинский MTG-клуб "Blaze"
  • Инди.snc.ru
  • Ярмарка Fossl
  • Экологическая Вахта Сахалина
  • Неформальный Сахалин
  • RPG.RU - Ролевые Игры Живого Действия
  • Copyright MyCorp © 2024 Сайт управляется системой uCoz