Ролевое движение Сахалина
Меню сайта
Категории раздела
Колесо года [8]
Отчёты с праздников [15]
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Ролевые праздники » Колесо года [ Добавить статью ]

Белтейн

Белтейн


Материал подготовила


Екатерина Рыбакова (Катрина)


 


Белтейн (Бельтан, Beltine, Bilfire, Belfire, La Luain Bealtaine (ирл.), La buidhe Bealltuin (шотл.); Shenn Laa Boaldyn (мэнкск.), Calan Haf (валл.), Майский день, Ночь Костров, Канун Лета)

 

Белтейн – это древний кельтский праздник, отмечавшийся между днём весеннего равноденствия и летнего солнцестояния, примерная дата с 30 апреля на 1 мая. Название чаще всего переводится, как «яркий огонь» или «огонь, зажженный в честь Белиноса». Белтейн символизирует начало нового жизненного цикла, пришедшего из зимы или ночи, и обозначает победу Порядка над Хаосом. Празднуется начало тёплого времени года – переход от весны к лету. Символически выражается в соединении мужского и женского начала (священный брак Бога Солнца и плодородия – Белиноса (Бела) и Богини Луны Серидвены (3) (по другим источникам Богини Дану (7) или Флоры)). Праздник считается воплощением высшей любви, между Богом и Богиней, поэтому всевозможные романтические настроения приветствуются.


Как и в канун Самхейна  - это время, когда истончается граница между мирами, время соприкосновения реальностей. Духи и демоны, феи и эльфы в этот день ближе всего к человеку. Белтейн – это праздник огней, день костров. Люди почитали огонь, считая, что именно он помогает человеку быть ближе к Богам. Огненная стихия символизирует Свет, который всегда побеждает Тьму. Плодородие - это главный аспект праздника, поэтому Белтейн символизирует молодость, расцвет, новые силы. Энергии возрождения и расцвета переполняют окружающее пространство, поэтому во многих странах традиционны молодёжные гулянки и веселье.


В настоящее время Белтейн празднуется в Европейских странах, так же его отмечают поклонники кельтской культуры и последователи Викка и Нью-Эйдж (2) Кроме этого празднование Белтейна широко распространено среди субкультуры ролевого движения.


 


Символика праздника


Символом праздника является свежая зелень, в частности цветы. Обычно указывается примула. Но в связи с тем, что на Сахалине цветение примулы приходится на середину мая – подходят любые первоцветы типичные для нашего региона. К ним относятся: мать-и-мачеха, гусиный лук жёлтый, хохлатка сомнительная, фиалка сахалинская, калужница дубчатая, всевозможные ветреницы, ну и конечно же любые другие цветы, которые уже успели зацвести, например осоки. Так же часто используются цветы деревьев, правда для Сахалина их цветение приходится на более позднее время.


Символическим деревом Бога является Дуб, он олицетворяет силу и мощь.


«Ива почитается священным деревом, отвечающим за интуицию, ясновидение и магию. Она несёт очищение, поэтому в кельтской культуре было принято украшать свои дома на различные праздники её веточками. Свойства этого дерева помогали очистить пространство и его обитателей от накопившейся негативной энергии. Ива находится под покровительством Луны, поэтому считается женским деревом.» (3)


В некоторых источниках (6) (3) упоминаются боярышник, бузина и дерево тёрн– которые тоже считаются священными.


«Ткачество и плетение – основные виды искусства в это время года. Соединение двух частей для получения третьей – основная идея Белтейна. Принято плести венки и делать амулеты в честь брака Бога и Богини, которые нужно повесить на священное дерево (ива, боярышник, бузина или тёрн)». (1). В качестве амулетов можно использовать мешочки с высушенными цветами, нитки бус, деревянные фигурки, гирлянды цветов, феньки, изделия из солёного теста, чёрного хлеба или из глины – вобщем всё, на что хватит ваших талантов и воображения. Главное, чтобы  было сделано своими руками и от души!


Особо сильными магическими свойствами в это день обладает «летучая рябина», которая не растёт непосредственно на земле. Такая рябина может вырасти из пня, между ветвями деревьев или на козырьке дома. Так как она не имеет прямой связи с землёй – считается мощным защитным средством от всевозможных злых духов. Любая сорванная с неё веточка является сильным талисманом.


 


Подготовка к празднику


«Перед праздником принято украшать подоконники и пороги домов зелёными ветками  или посыпать лепестками цветов - первоцветов, для того, чтобы волшебный народец не думал проникнуть в жилища людей, пока те празднуют. Все это должно быть срезано без помощи стали, чтобы только отстранить фей, а не оскорбить их. (Они не терпят стали и железа) Никто в этот день не должен срезать и рвать боярышник и бузину, потому как это принесет беду и любовную неудачу.» (5)  (6)


 


Ритуалы очищения


Перед тем, как приступить к празднованию или проведению ритуала – необходимо пройти самоочищение, которое заключается в принятии ванны с травами, солью или ароматическими маслами. Вода снимает тревожные вибрации ежедневного напряжения и приводит человека в состояние чистого тела и чистых мыслей, соль впитывает весь негатив, который человек успел накопить. Желательно навести уборку в квартире или хотя бы привести в порядок все вещи.


Традиционно Белтейн празднуют ночью в лесу на возвышенности около живого дерева (ивы или боярышника). Однако допускается проведение всех ритуалов в помещении, где живое дерево заменяется на любое комнатное растение.


Тем не менее природа с помещением не сравнится, поэтому место выбирается заранее, чтобы успеть его очистить и всё подготовить. Механическое очищение места осуществляется стандартным путём сбора мусора на выбранном участке. Затем следует магическое очищение, которое на природе достаточно осуществить при помощи воды (разбрызгать её на ритуальное место), или ритуальной метлы (выметать опавшие листья и ветки, как символ негативной энергии). Соль используется только для очистки помещений.


Можно продекламировать песню благословения:


«Сила Единого,


Источника всего сущего,


Вездесущего, всемогущего, вечного.


Богиня,


Повелительница Луны,


и Бог,


Рогатый Охотник Солнца,


Сила Духов камней,


управителей элементалов,


сила звёзд небесных,


благословите это место, эту минуту


и меня, единого с вами» (1)


 


Атрибуты празднования

 

Алтарь


«Алтарь может быть изготовлен из любых материалов, особенно рекомендуется дуб (символ Бога) и ива (символ Богини). Он располагается лицом на восток, где восходит Солнце и Луна. Левая половина алтаря обычно посвящена Богине. Символы, посвящённые Ей располагаются здесь же: чаша, зелёная, белая или серебристая свеча, камень с дырочкой, хлебная кукла, ракушка, символ Богини.


Правая сторона посвящена Богу. Здесь обычно располагаются: красная, жёлтая или золотистая свеча, жезл или кинжал, сосновая шишка, жёлуди и всевозможные конусы, символ Бога.


Цветы могут быть положены в середину. Курильницу так же ставят в центре, так как её дым является жертвой Богам. На Белтейн алтарь обильно украшают цветами, так как они являются главным символом праздника. Чуть ниже помещается жертвенная чаша, куда в качестве жертвы помещаются цветы, хлеб или фрукты.» (1)  

  

Костёр


«Костёр – это самый важный атрибут Белтейна. Его выкладывают из девяти пород деревьев, характерных для данного региона.» (7) (4)


 


 Наиболее часто используются: Дуб (символ Бога), Ива (символ Богини), Берёза (природа), Рябина (волшебство), Ольха, Тис, Яблоня, Орешник, Боярышник. Если по какой-либо причине некоторых деревьев нет в той местности, где будет проходить праздник – их можно заменить на другие.


Костёр Белтейна добывался силой трения, вращая дубовые веретена в дубовых гнёздах. По традиции кто первый разожжет костёр – тот будет властвовать над всеми весь год! Однако в современном мире достаточно использовать лишь девять пород деревьев, для того, чтобы разжечь костёр обычным способом… Хотя… можно и попытаться по старинке. Главное, чтобы в разведении огня приняли участие все участники праздника. Для чего достаточно собрать девять веточек с разных деревьев, связать из них пучок и бросить в огонь.


«Зажигают несколько костров, либо расставляют свечи на поляне по кругу. Причем первый зажигает одну свечу, затем пламя переходит от одной свечи к другой.» (4)


«Традиционны прыжки через костёр, танцы вокруг больших костров - суть этих ритуалов состояла в том, чтобы помочь человеку очиститься от всех негативных энергий, которые накопились за зиму (болезни, неприятности и т.д.), а также набрать новой силы и энергии для дальнейшей жизни. Это было очень важно для людей, учитывая, что впереди предстоял период посева будущего урожая.


В весенние костры бросают старые сломанные вещи, негодные к переделке, изношенную одежду, мусор, что по весне выметают из дворов и хлева, остатки прошлогодней травы и листвы, что выгребают из садов. Есть еще один обряд, свойственный Ночи Костров - прыгать через котел с кипящей водой, в который положены прутики девяти священных деревьев.» (3)


«Обычай зажигания костров и катания огненных колёс в ночь на первое мая тоже распространён по всей Европе, у скандинавов кроме костров устраивались также факельные шествия, - с факелами обходили поля.» (7)


В традициях празднования Белтейна постепенно закрепляется приглашать на праздник поингеров, устраивающих файер-шоу.


 


Котёл


Котел занимает центральное место в церемонии. Он представляет, конечно, Богиню — сущность женственности, исполнение всех желаний.


Его располагают слева от алтаря и варят напиток, который раздают всем участникам празднества. Чаще всего такой напиток содержит молоко. Иногда в котле варится пиво, грог или глинтвейн.


 


Майский шест (Майское дерево)


В качестве майского шеста используют либо живое дерево, предварительно очищенное от ветвей, либо сухое. Его устанавливают в центре поляны, как олицетворение мужской силы и символ Бога. Верхушку ствола украшают венками, к которым привязаны ленты. Есть несколько вариантов майского шеста.


«Майское дерево когда-то символизировало Мировое дерево и было фокусом в танцах, приносящих плодородие, происхождение которых неизвестно. Красные, голубые, зеленые, желтые и белые ленты, символизирующие союз земли и неба, зимы и лета, воды и огня, сплетались и хороводные танцы, взбалтывали жизненную силу Земли. Майское дерево являлось центральным фаллическим символом, высотой около 40 футов (12 м), символизирующим растущую силу Солнца, или урожая, бога и созревающего зерна.» (4)


Иногда танец вокруг Майского шеста проводится немного по-другому. «Верхушку также украшают венками и привязывают сверху белые и красные длинные ленты, шест устанавливают около места праздника. Юноши берут красные ленты в левую руку, девушки белые в правые, они двигаются под музыку по кругу навстречу друг другу, а ленты тем временем овивают шест.» (6)


В любом случае, наматывание разноцветных лент на ствол по спирали являются изображением вихрей энергий Земли и символизирует воссоединение Бога и Богини. В это время года Богиня-дева  в образе Майской Королевы становилась Богиней-матерью.


 


Король и Королева Мая


«Обычай избрания Майской Королевы сейчас известен почти во всех областях Англии, хотя, вероятнее всего, это не кельтская традиция, и как в Галлию, так и на острова этот обычай был принесен англосаксами. Майской Королевой становилась самая красивая девушка, которую короновали возле майского шеста, и она становилась одним из главных действующих лиц праздника  (3)


«В некоторых традициях выбирают и Короля. Они единственные, кто может носить зеленую одежду в этот день как бы в честь дружбы людей с феями и эльфами. Носить зеленое или красную шапочку обычным людям в этот день нельзя, иначе маленький народец прогневается или обидится.» (6) (5).


Красота – дело относительное! Поэтому выбор Короля и Королевы Мая можно провести лотерейным способом. Парни тянут лотерейку из одной шляпы, а девушки – из другой. Королём и Королевой становятся те, кто вытащил счастливый билет. Теперь весь май при встрече им нужно дарить подарки. В этом году в них нашли своё воплощение Бог и Богиня. Королю и Королеве надевают венки около Майского шеста (коронуют) и выдают зелёные плащи в честь дружбы людей и сущностей из тонкого плана.


 


Дерево желаний


Это может быть Ива, Тёрн, Боярышник или Бузина. Нельзя срывать и срезать с них ветки – лесные духи обидятся. Дерево непременно должно находиться на поляне, где проходит праздник. Около него можно загадать желание. Для этого необходимы разноцветные лоскутки ткани или ленты. Для каждого желания выбирается подходящий цвет: синий (защита и исцеление), зелёный (процветание), розовый и красный (любовь), фиолетовый (мудрость). В благодарность нужно повесить на дерево небольшой подарочек – амулет, символизирующий Союз богини и Бога, приготовленный заранее, что именно подробно описано в главе «символика праздника» в начале статьи. Если такого амулета нет – подойдёт любая другая жертва, например монетка, камешек или кусочек пищи. Их оставляют под деревом. Иногда вешают белую ленточку, чтобы умилостивить духов.


Можно произнести следующие слова:


 


«О, Мать Богиня, Королева ночи и Земли,
О, Отец Бог, Король дня и леса!
Я славлю ваш союз вместе с природой,
которая радуется
в буйном кипении жизни и красок.
Примите мой дар в честь вашего союза,
Мать Богиня и Отец Бог!



Повесьте символ на дерево.



Под вашей рукой весенние силы жизнь обновят,
Изобилие живых существ покроет землю,
И ветры подуют, чистые и сладкие.
Древние Боги, я праздную вместе с вами.»
(1)

 

Можно сказать свои слова, главное искренне и от души.


 


Угощения на Белтейн


Еда на Белтейн традиционно молочная. Так же принято готовить пирожки и Щи из того, что успело вырасти (щавель, крапива). По обычаю готовится овсяное печенье. В качестве выпивки обычно используются хмельные напитки, чаще всего пиво. Иногда варится глинтвейн или грог. Тем, кто не употребляет алкоголь рекомендуются молочные коктели.


 


Легенды и поверья



  1. В этот день народ богини Дану появляется между людей, и именно к этому дню относятся рассказы о волшебных возлюбленных, исчезающих внезапно и не по-человечески. Во многих традициях этот день служит началом для образования новых групп, церемоний инициации, открытых лекций и уроков, и других проектов, день благоприятен для новых начинаний. (5)
  2. Зима окончательно умирала в полночь накануне 1 мая, когда Кейлик Бхаэр — старая ведьма зимы бросала свой посох под священный куст и превращалась в камень. Она возрождалась только через шесть месяцев, на Хеллоуин.
    Молодые парни и девушки занимались любовью в лесах и полях в канун мая, чтобы земля обрела плодородие; они собирали цветы боярышника магического куста, чтобы украсить дома и положить их в майские корзины, оставляемые как подарки на крыльце. Это отголоски лесной свадьбы богини, первой майской королевы. Название месяца произошло от имени «Майя»; Майя была греческой богиней цветов, и ее праздники отмечались весной. Она вышла замуж за Джека О' Грина, бога растительности — еще одно воплощение Зеленого Человека — и злаков, пока они еще не созрели. Позже он стал Робином Гудом, женихом девушки-служанки Мэриан. Здесь опять возникает связь с христианством: имя Мэриан — одна из форм имени Мария, напомним, что и Святая Бригита была названа «Марией гаэлов»
    (4)
  3. Ранним утром первого мая собирали росу, которую использовали в приготовлении зелий для удачи.
  4. Те, кто желает прочной связи, плетут венки из свежих зеленых веток и первых цветов и предлагают венок тому (той), с кем хотят жить вместе. Принять венок и надеть его - значит, принять предложение. Хотя такая майская "свадьба" - всего лишь проба людей пожить вместе один год и один день, посмотреть, подходят ли друг другу. Если уживутся - тогда уже будут заключать другой, более длительный брачный союз. От этого обычая у современных людей осталось убеждение, что майские свадьбы - непрочные браки. (3)
  5. По легенде, юный огненный бог убивает старого бога зимы и сочетается браком с его женой. "Белтейн" переводится, как "костер в честь Беленоса".(3)
  6. В процессе танца у Майского Шеста юноши стараются запутать приглянувшуюся девушку лентой - удалось запутать, вывернется, а ты догоняй. Догнал - твоя на эту волшебную ночь. (3)

 


В этот день так же празднуются


Вальпургиева Ночь и Майские Святки, обряды по сути схожи.


 


При использовании материала

ссылка на сайт обязательна (с) Катрина 2008

 


Статья написана на основе личного опыта, и следующих источников:



  1. Каннингем Скотт «Учебник по колдовству». «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BD
  3. http://nocticulafialkora.narod.ru/Beltane.htm
  4. http://nitida.narod.ru/koleso_goda_beltain.htm
  5. http://www.go2magick.com/index.php?sec=pmagic_info&id_doc=165
  6. http://goldenbroom.narod.ru/beltaine.html
  7. http://www.wedma.fantasy-online.ru/wedma.prazdniki/wedma.beltain.htm


Источник: http://Каннингем Скотт «Учебник по колдовству». «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
Категория: Колесо года | Добавил: Катрина (16.06.2008) | Автор: Рыбакова Катрина Александровна
Просмотров: 3032 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Дальневосточный портал ролевых игр
  • Клуб ролевого моделирования "Кром"
  • Сайт свободных игровых коммуникаций
  • Сахалинский MTG-клуб "Blaze"
  • Инди.snc.ru
  • Ярмарка Fossl
  • Экологическая Вахта Сахалина
  • Неформальный Сахалин
  • RPG.RU - Ролевые Игры Живого Действия
  • Copyright MyCorp © 2024 Сайт управляется системой uCoz